При активной эксплуатации машины возможны различные неисправности сцепления. Различают неисправности сцепления и привода. К ним относятся:
- износ и повреждения накладок ведомого диска;
- деформация ведомого диска;
- замасливание накладок;
- износ шлицев;
- износ или поломка демпферных пружин;
- поломка или ослабление диафрагменной пружины;
- износ или поломка подшипника;
- износ маховика и нажимного диска;
- заедание вилки выключения.
Привод в зависимости от типа может иметь следующие неисправности:
механический привод
- заедание, удлинение или повреждение троса;
- повреждение рычажной системы;
гидравлический привод
- засорение гидропривода;
- нарушение герметичности системы;
- неисправность рабочего цилиндра.
Признаки неисправностей:
- неполное выключение;
- неполное включение;
- рывки;
- вибрация;
- шум.
«Пробуксовка» сцепления проявляется запахом, медленным движением и перегревом двигателя.
Таблица 1 – Признаки и неисправности сцепления
Обслуживание ежедневное.
- проверка герметичности гидропривода;
- проверка педали и запуск двигателя;
- внимание к работе сцепления на линии.
При проверке сцепления в движении оценивают вибрацию, шум и нагрев.
Техническое обслуживание № 1.
Контроль и осмотр привода сцепления и смазка в гидроцилиндре. Проверка уровня тормозной жидкости.
Техническое обслуживание № 2.
Проверка тяговых качеств автомобиля с помощью стробоскопа и осмотр механизма сцепления. Замена деталей при неисправностях.
Проверка свободного хода и зазоров у механического и гидравлического привода сцепления. Способы регулировки свободного хода.
Прокачка гидросистемы привода сцепления для удаления воздушных пробок.
Техническое обслуживание механической коробки передач (МКПП) очень важно для правильной работы автомобиля. Неисправности коробки передач могут быть вызваны различными причинами, одной из которых является утечка масла через уплотнения и сальники.
Чтобы предотвратить неисправности, необходимо проводить регулярные проверки и обслуживание коробки передач. Это включает в себя контроль температуры картера, проверку уровня и состояния масла, а также проверку работы тяг управления раздаточной коробкой.
При замене масла в коробке передач важно правильно установить крышку и добавить дизельное топливо для промывки. Также следует обратить внимание на состояние деталей при ремонте коробки передач и правильно их заменить.
Для увеличения срока службы коробки передач рекомендуется правильно использовать передачи, избегая переключения на ходу и несовпадения зубьев муфты при включении переднего моста. Если возникают затруднения с переключением передач, следует отрегулировать привод управления коробкой передач.
Запомни, что техническое обслуживание коробки передач играет важную роль в работе автомобиля и следует проводить его регулярно.
3. Техническое обслуживание автоматической коробки передач (АКПП)

Главные признаки неисправности автоматической коробки передач (АКПП): —сильные рывки при переключении;
- не включение (пропуск) какой-либо передачи;
- течь масла;
- свечение или мигание аварийного индикатора на приборной панели (если такой имеется).
В основном, у гидромеханических (масляных) трансмиссий обслуживание сводится к проверке уровня масла, а после пробега 50…60 тыс. км — замене масла и масляного фильтра. При эксплуатации в тяжелых условиях целесообразно сократить данный интервал — масло менять через каждые 30…40 тыс. км, фильтр вместе с маслом — через 60 тыс. км пробега.
Не следует допускать низкого уровня рабочей жидкости, т.к. работа АКПП зависит от давления масла, а пробуксовка к тому же вызывает перегрев. Первый признак низкого уровня — хорошо слышимый гул гидротрансформатора, который начинает работать с существенной пробуксовкой.
При недоливе насос качает масло вместе с воздухом, что приводит к понижению линейного давления в магистралях. Вследствие этого – пробуксовка дисков и их ускоренный износ. Возможны сбои при переключении передач. Пониженный уровень может быть как следствие неквалифицированного обслуживания АКПП, так и течи жидкости.
Также не следует допускать превышение допустимого высокого уровня масла — расширение масла из-за нагревания может привести к переполнению и вспениванию. В этом случае, масло теряет свои свойства, что может повлечь за собой выход всего агрегата из строя.
Уровень масла в АКПП проверяют с помощью щупа-масломера, однако у этой операции есть свои тонкости. Уровень масла сильно меняется в зависимости от температуры, поэтому практически на всех щупах имеются несколько меток. Кроме понятных водителю отметок min и max, щуп может иметь, например, «горячую» и «холодную» стороны или метки hot и cold — уровень, когда масло в коробке прогрето или нет.
Чтобы точно определить уровень масла, АКПП следует прогреть поездкой не менее 7-10 км, после чего установить автомобиль на ровную поверхность, а проверку проводить при работающем на холостых оборотах двигателе, в положении “паркинг”.
Жидкости для автоматических КПП обозначаются аббревиатурой ATF (Automatik Transmission Fluid).
ATF должна обладать высокой текучестью, которая особенно необходима при низких температурах. Но чтобы при нагреве масло для коробок-автоматов не становилось слишком текучим, в него добавляют различные присадки, проявляющий себя только в зоне действия высоких температур. Кроме того, в рабочую жидкость вводят модификаторы трения, противоизносные, антипенные, антиокислительные и другие присадки. Если залить в АКПП вместо ATF какую-либо другую жидкость — это обязательно заканчивается поломкой коробки передач.
Одной из особенностей замены масла в коробке-автомате, является неполный слив отработанной жидкости. Как правило, несливаемый остаток составляет 20…40%. Это является следствием конструктивных особенностей коробок-автоматов. Поэтому, полная замена возможна только за 2…3 операции. Масло следует наливать медленно, чтобы оно смогло заполнить все полости.
Далее следует сделать контрольную поездку на расстояние не больше 10 километров, затем установить автомобиль на ровную площадку и снова проверить уровень. В результате придется либо долить масло, либо слить излишек масла.
Методика заливки масла в трансмиссию
- Подготовить доступ к поддону АКПП.
- Выпустить трансмиссионную жидкость через сливную пробку.
- Открутить винты, отделить поддон от корпуса коробки передач.
- Снять фильтр для проверки и очистки от износа.
- Оценить состояние деталей в фильтре и поддоне.
- Вымыть поддон и фильтр в специальной жидкости.
- Установить фильтр на свое место.
- Закрепить поддон с прокладкой на месте.
- Залить масло в трансмиссию.
Дроссельный тросик соединяет управление АКПП и педаль газа.
Необходимо проверить и отрегулировать дроссельный тросик, обитый пластиковым чехлом.
- Проверить упругость тросика.
- Слегка ослабить гайки и вытянуть тросик.
- Установить тросик в правильное положение.
- Затянуть гайки.
- Проверить работоспособность после регулировки.
Регулярные проверки помогут выявить проблемы с АКПП на ранних стадиях.
Дорожный тест для оценки состояния коробки передач

- Проверить переключение передач при нажатии на педаль газа.
- Оценить реакцию гидравлического трансформатора.
- Проверить переключение на вторую скорость и торможение.
- Удостовериться, что нет переключения на вторую передачу.
- Проверить переключение на заднюю передачу.
- Проверить работу парковочного механизма на крутом спуске.
Обращать внимание на шумы и вибрации при проведении тестирования.
Помимо вышеперечисленных шагов, также важно обратить внимание на плавность переключения передач, отсутствие рывков и задержек. Необходимо проверить уровень масла в коробке передач и его состояние. При обнаружении любых неисправностей рекомендуется обратиться к специалистам для проведения дополнительной диагностики и ремонта.
Исправность карданных валов и передач
Важно проверять износ, вибрации и рывки.
Регулярно обслуживать карданные валы и скользящие соединения.
Не забывайте о своевременной смазке.
Осторожно работайте при замене деталей.
Постоянное обслуживание.
Проверять работу карданного привода при нагрузках.
Ремонтный комплекс №1.
Проводите проверку, уделяя особое внимание состоянию уплотнений карданных шарниров. Проверьте кондицию подушки промежуточной опоры, произведите соответствующие работы по креплению. Оцените состояние фланцев шарниров в соответствии с Техническими Условиями для данной модели автомобиля. Проверьте на наличие люфтов в шарнирах и шлицах. Также осмотрите состояние подушки опоры. Для проверки люфтов используйте инструмент КИ-4832.
Используемые термины: винтовое крепление, подвижные щетки, фланец крестовины, угловой лимб, рессора, стрелка динамометра, шкала динамометра, рукоятка.
На схеме динамометра-люфтомера углового КИ-4832 показаны все детали.
При помощи прибора КИ-8902А можно проверить карданные валы на радиальное биение.
На изображении показаны: электромагнит, рукоятка, рычаг, сухарик, зажим, корпус, индикатор, крышка. Это устройство предназначено для проверки биения карданных валов автомобиля.
При проверке колебания карданного вала необходима балансировка, чтобы предотвратить возможные проблемы.
Для трансмиссий переднеприводных автомобилей замеры люфтов рекомендуется производить на специальном стенде для тяговых испытаний.
Замер индикатором радиального люфта шлицев карданного вала производится на расстоянии 75–80 мм от шлицевого конца вилки в двух перпендикулярных плоскостях. Убедитесь, что все показатели соответствуют допустимым нормам.
При необходимости может потребоваться замена отдельных узлов и деталей, а также карданных валов вместе с промежуточными опорами.
Измерение индикатором радиального люфта шлицев карданного вала производится на расстоянии 75–80 мм от шлицевого конца вилки в двух перпендикулярных плоскостях.
