Механизм передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач называется сцеплением. Его функции включают разъединение валов двигателя и трансмиссии, переключение передач и старт автомобиля. Существуют различные типы сцеплений: одно-, двух- и многодисковые.
Новый подзаголовок 1

Новый подзаголовок 2

Сухие фрикционные сцепления характеризуются ограниченным сроком службы. Важные критерии современных сцеплений: плавное включение, быстрая смена передач и стойкость к износу.
Сцепление соединяет двигатель с коробкой передач и предотвращает передачу вибраций, используя нажимную пружину. Современные решения по гашению колебаний исключают проскальзывание.
Для снижения колебаний также применяются двухмассовый маховик и планетарная передача. Хотя двухдисковые сцепления способны передавать больший крутящий момент, они более массивны и занимают больше монтажного пространства.
В американских грузовиках сцепление используется только при старте и не выключается при переключении передач. На них можно увидеть характерные детали, такие как накладки ведомого диска и кожух типа вытяжного механизма.
Европейские грузовики оснащены гидравлическим усилением выключения сцепления через пневмогидравлический механизм. Устройство штока сцепления используется для контроля износа ведомого диска.
Разнообразие сцеплений основано на фрикционных дисках и включает разные устройства, как механические, гидравлические и электромагнитные муфты. Различные типы сцеплений имеют свои уникальные характеристики.
Сцепление предназначено для соединения и разъединения двигателя и коробки передач, применяя механический или гидравлический привод. Гидравлическое сцепление на тяжелых грузовиках помогает снизить нагрузки в коробке передач и улучшить тяговые характеристики.
Механический привод сцепления прост по конструкции, гидропривод обеспечивает лучший доступ и плавное включение, а пневмопривод уменьшает усилие на педаль. Главные элементы сцепления включают маховик двигателя, кожух, нажимной диск, ведомый диск и вал.
Сцепление должно быть выключено и включено плавно без проскальзывания. Это достигается правильным зазором ведомого диска и использованием гасителя крутильных колебаний. Качественное сцепление играет ключевую роль в динамических условиях эксплуатации.
Сцепление работает за счет передачи или прерывания передачи крутящего момента от маховика к коробке передач. Это требует правильного контакта и надежных фрикционных дисков, что зависит от множества факторов, включая геометрию, материалы и конструкцию диска.
Вместо итога. Подбор сцепления — это индивидуальный процесс. Разные виды сцеплений предлагают широкие возможности настройки с разными характеристиками и свойствами. Выбор остается за вами.
АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ И РАБОТЫ МОДЕРНИЗИРУЕМОГО УЗЛА
Для более детального изучения муфты сцепления рассмотрим ее устройство и принцип работы до внесения изменений.
Силовая передача включает сцепление Лайп, коробку передач, привод ПВМ и задний мост для передачи крутящего момента от двигателя к колесам.
Рис. 2.1 Сцепление Лайп.
- 1,1а-диск ведомый Лайп
- 2,2а-накладка
- 3-диск нажимной Лайп
- 4-палец
- 5-шайба
- 6-шплинт
- 7-рычаг отжимной
- 8-вилка
- 9-пружина
- 10-диск опорный Лайп
- 11-гайка регулировочная
- 12-шайба стопорная
- 13-шайба
- 14-болт
- 15-шайба
- 16-гайка
- 17-заклепка
- 18-ступица
- 19-демпфер
- 20-втулка
- 21-заклепка
- 22-шайба
- 23-стакан
- 24, 24а-пружина
- 25-шайба изолирующая
- 26-шайба
- 27-болт
- 28-пластина
- 29-втулка
- 30-заклепка
Силовая передача включает сцепление Лайп, коробку передач, привод ПВМ и задний мост для передачи крутящего момента от двигателя к колесам.
На рис.2.1 изображено фрикционное сцепление Лайп, однодисковое и постоянно замкнутое. Составные части муфты — маховик, диск нажимной 3 и диск ведомый 1. Девять пружин 24 обеспечивают необходимое прижатие поверхностей.
Диск 3 оснащен рычагами 7 для выключения сцепления.
Эта муфта широко применяется на тракторах серии 800, 900, 1000. Однако при частом использовании нагрев и износ дисков могут привести к проскальзыванию.
Один из аспектов модернизации — это изменение нажимного устройства. Муфта с тарельчатой пружиной показана на рис.2.2.
В данной версии установлена тарельчатая пружина вместо обычных пружин. Муфта работает в масле, что обеспечивает стабильное трение и охлаждение.
Смазка снижает трение и увеличивает давление на диски, улучшая стабильность. Мокрые муфты показывают большую надежность на тяжелой технике.
Использование соединений стойких к маслу фрикционных материалов позволяет добиться долговечности и надежности работы сцепления.

Специальные материалы, такие, как спеченные компоненты, пластмассы и металлические пары, обеспечивают необходимую износостойкость и стабильность работы сцепления.
