Рубрики
Ремонт авто

Принцип действия и устройство сцепления

Даже у новичков в вождении есть понимание сложности автомобильного сцепления, которое соединяет маховик и первичный вал коробки передач. О его важной роли в работе транспортного средства можно говорить бесконечно, и все же обновление знаний всегда полезно.

Узел сцепления на автомобиле является главным элементом передачи крутящего момента при переключении передач. Существует множество различных видов сцеплений для современных моделей автомобилей.

Основные характеристики сцепления

Прежде чем выбрать и приобрести сцепление, важно иметь базовое представление об устройстве и особенностях работы этого узла.

Для различения сцеплений по количеству дисков и типу привода выделяют следующие системы:

  • механическая,
  • гидравлическая,
  • электрическая.

Также существует сцепление с комбинированным приводом.

Комплектация сцепления

Полный комплект сцепления включает в себя:

  • Нажимной диск,
  • Ведомый диск,
  • Фрикционные накладки,
  • Выжимной подшипник,
  • Систему привода,
  • Педаль.

Поскольку износ всех деталей сцепления примерно одинаков, рекомендуется приобретать сцепление в комплекте.

Причины неисправностей и выбор сцепления

Если возникают проблемы с работой сцепления, необходимо заменить комплект сцепления, чтобы избежать проблем на дороге.

Неполное включение

Это может быть вызвано малым ходом педали сцепления, деформацией ведомого диска, износом фрикционных накладок и пружин.

Неполное выключение

Причиной такой проблемы может быть увеличенный ход педали, дефекты выжимных дисков, загрязнение или загустение смазки.

Рывки при включении

Эту проблему могут вызывать деформации фрикционных накладок, пружин или износ выжимного подшипника.

Прочие неисправности сцепления

Остальные поломки могут быть вызваны разными факторами.

Выбор качественного сцепления

Выбор качественного сцепления

На рынке представлен большой ассортимент сцеплений от различных производителей. Особое внимание стоит уделить сцеплениям VALEO и KRAFTTECH.

Ассортимент комплектов сцепления VALEO представлен в таблице ниже, полный ассортимент можно найти в каталоге.

В магазине IXORA можно получить профессиональную консультацию и подробную информацию по телефону — 8 800 555-43-85.

Структура сухого фрикционного сцепления

Сухое фрикционное сцепление включает в себя:

  • Маховик;
  • Нажимной диск («корзину»);
  • Ведомый диск;
  • Подшипник и муфту;
  • Компоненты привода.

Маховик играет двойную роль — передача момента на коробку и функция диска сцепления. Части маховика соединены пружинами-демпферами для снижения вибраций.

Ведомый диск установлен между маховиком и нажимным диском на первичном валу КПП. Он имеет фрикционные накладки и пружины для плавной передачи момента.

Выжимной подшипник и нажимная муфта. Эти компоненты сжимают диафрагменную пружину, передавая усилие. Это необходимо для износостойкости муфты. Подшипник применяется для передачи усилия на пружину через внутреннее кольцо.

Детали привода сцепления. Включают в себя вилку выключения сцепления, тросы (механический привод), гидроцилиндры и трубки (гидропривод), педаль и другие.

Принцип работы однодискового фрикционного сцепления

Работа проста — постоянное включение обеспечивается диафрагменной пружиной, сжимающей диски. После включения передачи пружина возвратится в исходное положение.

Преимущества проявляются во время движения автомобиля. Диски могут прижиматься с разным усилием, обеспечивая передачу нужного момента.

Особенности сцепления в автомобилях с автоматической коробкой передач

Особенности сцепления в автомобилях с автоматической коробкой передач

Автомобили с автоматической коробкой не имеют педали сцепления, но есть автоматическое сцепление, которое управляется автоматикой.

Двойное сцепление содержит два комплекта фрикционных дисков и работает в масляной ванне. Переключение передач осуществляется за счет масла под давлением.

Развитие и усовершенствование сцеплений

Использование сцепления в автомобиле

Использование сцепления в автомобиле

Особенности сцепления в современных моделях автомобилей

Вопрос о том, сколько весит в граммах, встает при тюнинге «сцепы» для уменьшения веса диска. Например, сот грамм, вращающиеся на скорости 7000 оборотов в минуту, могут привести к потере времени на квотере. Сейчас на рынке можно найти диски с только двумя сегментами. Из-за такого экстремизма страдает ресурс маховика, который теперь делают сегментным, а не сплошным. Часто при замене комплекта сцепления меняют и его. Отдают предпочтение легким дискам из алюминия с вставками в рабочей области, что сильно сокращает время разгона двигателя. Хотя это влияет на плавность работы ДВС, но кто о ней думает на стартовой прямой? Результаты эволюции ведомых дисков и их краткое описание собраны в специальной таблице

В тюнинге все требует индивидуального подхода и решений. Сцепление может быть разным – резким и плавным, мягким и жестким, легким и тяжелым. Выбор за тобой. Именно в этом кроется философия тюнинга.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УЗЛА ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Чтобы проанализировать устройство муфты сцепления, рассмотрим принцип работы муфты сцепления до модернизации.

Силовая передача включает в себя сцепление Лайп, коробку передач, привод ПВМ и задний мост, передающие крутящий момент от коленчатого вала дизеля к колесам.

Одним из элементов силовой передачи, который подвергается модернизации, является сцепление Лайп.

Рис. 2.1 Сцепление Лайп.

  • 1,1а-диск ведомый Лайп
  • 2,2а-накладка
  • . (продолжение списка)

На рисунке 2.1 изображено фрикционное сцепление, однодисковое. Муфта сцепления состоит из маховика и нажимного диска, обеспечиваемых необходимым усилием прижатия поверхностей.

Обратим внимание на нажимное устройство муфты сцепления. На рисунке 2.2 изображена модернизированная муфта сцепления.

Рис. 2.2 Муфта сцепления с тарельчатой пружиной

Теперь фрикционные сцепления работают в масле, что повышает их надежность и долговечность за счет улучшения трения. Смазывание способствует повышению давления на поверхности дисков и уменьшению площади контакта.

Смазывание улучшает трение до 0,07…0,09, что приводит к увеличению давления на диски и уменьшению площади контакта. Однако сложность мокрых ФС значительно выше, связана с граничным трением и требует более сложные конструкции.

На мощных тракторах используются мокрые сцепления из-за их надежности и долговечности, но не в автомобилях.

Иностранные компании проявляют интерес к созданию мокрых ФС, улучшению подачи масла в зону трения.

Фирма «Борг Уорнер» изучила мокрые ФС и выпустила ряд успешных моделей, которые оказались более долговечными по сравнению с сухими ФС. Компании из Германии также активно занимаются усовершенствованием мокрых и сухих ФС.

Рост энергоемкости машин привел к увеличению мокрых ФС и исследованию новых методов смазки.

Японские компании «Ниссан Мотор», «Дэйкин Сейсакушо» и «Ей-син Сейкин Кабушики Каиша» также занимаются улучшением системы смазки и охлаждения в мокром Фрикционном сцеплении, что важно для надежной работы.

Использование масла в мокрых ФС, выполняющих функцию охлаждения и смазки, влечет за собой ряд проблем, отражающихся на надежности и долговечности системы. К ним относятся выбор материалов, методы охлаждения и смазки, а также поддержание «чистоты» в месте контакта деталей.

Старшее использование мокрых ФС стало возможно лишь после создания материалов, устойчивых к воздействию масла.

Спеченные материалы с пористой структурой, способные удерживать масляную пленку для обеспечения граничного трения, являются наиболее устойчивыми к минеральным маслам.

Асбофрикционные материалы основаны на эластичных материалах с масляной пропиткой, пластмассах и материалах с комбинированными связующими для работы в масле.

Иногда также применяются металлические фрикционные пары, поверхность которых обрабатывается для улучшения характеристик и продления срока службы.